Воплощение французской психологии
«Воплощение французской психологии», «архитипический французский психолог», — так пишут о Пьере Жане его соотечественники, историки науки. А еще — настоящий парижский интеллектуал: его прадедушка открыл книжный магазин на улице Сен-Жак рядом с Сорбонной, дядя был знаменитым философом, а брат — известным врачом. Кроме того, как признается сам Жане в этой книге, он был типичным застенчивым юношей, робеющим в парижских салонах. Возможно, поэтому гораздо больше, чем светская жизнь или искусство, его привлекала природа. Всю свою жизнь Жане собирал гербарий и набрал несколько тысяч экземпляров растений — примерно столько же, сколько историй болезней своих пациентов. Однако Жане не был бы типичным французом, если бы не преодолел свою застенчивость, и даже славился на балах отличным танцором.
Жизнь Жане была долгой: он родился в Париже в 1859 г., умер там же в 1947 г., в совсем иную эпоху. Учиться он поступил в самый престижный и труднодоступный во Франции вуз — так называемую Нормальную школу, . В один с ним год туда поступил Эмиль Дюркгейм, а годом ранее приняты Анри Бергсон и Жюль Жорес. Получив диплом преподавателя философии и приступив к работе в лицее города Гавра, Жане заинтересовался пациентами местной психиатрической больницы. Особенно интригующим был случай Леонии Б. — простой женщины, у которой неожиданно обнаружились исключительные способности. Она могла видеть на расстоянии, угадывать мысли, предсказывать будущее. Пораженный таким превращением обыкновенной жены булочника, Жане посчитал, что у нее — не одна, а несколько личностей. Новые личности Леонии проявлялись под влиянием гипноза, и Жане избрал гипноз методом психологического эксперимента. Леония стала центральной испытуемой в его диссертационном исследовании «низших форм сознания» или «психических автоматизмов». «Низшими» действия назывались потому, что происходили без видимого участия сознания: автоматическое письмо, неконтролируемые сознанием мысли, движения, поступки. Жане тем самым пришел к понятию подсознательного, но в отличие от Фрейда теории не создал и потом долго и бесплодно боролся за приоритет с отцом психоанализа. Но его исследования «психического автоматизма» оставили след во французской культуре, иногда парадоксальный: например, когда сюрреалисты во главе с Андре Бретоном объявили автоматизм ключом к свободному творчеству.