Развитие личности

Развитие личностиМы уже рассмотрели много завоеваний на пути развития личности. Сначала мы занимались так называемым телом собственным, отличным от тел других людей. Собственное тело человека конституирует его личность; люди различаются своими телами. Существуют связанные с телом формы поведения: регуляции, предосторожности, контроля и защиты.

Затем мы продвинулись немного дальше и подошли к собственно человеческим формам поведения, к социальным его формам, поведению в отношении человека. Они отличаются от поведения социальных животных. В поведение человека как третья сила включается человеческий интеллект, а также то, что мы назвали поведением индивида по отношению к группе и группы по отношению к индивиду. Это уже преобразование: речь идет не просто о некоем индивиде, а об индивиде как члене определенной группы — племени. Это приводит к особым реакциям, которые мы назвали реакциями знамени и приветствия. С индивидуацией приходит ощущение собственной власти, возможностей действия, а с ним — и нечто необычное. Индивид меняется, и я предлагаю дать ему особое имя, которое мы попытаемся обосновать: персонаж.

Я привожу все те же любопытные примеры, дающие возможность поразмышлять: речь в них идет чаще всего о малообразованных людях, и эти случаи достаточно наглядны. Например, молодой человек, подросток четырнадцати-пятнадцати лет, потрясенный смертью младшего брата, внезапно произошедшей в больнице, от туберкулезного менингита. Он все время навещал брата в больнице, не отходил от его кровати даже во время прихода врачей. После смерти брата у него почти каждый день, а иногда и два раза в день, происходило странное расстройство, приводившее родителей в полное недоумение. Он внезапно замирал, смотрел в одну точку, не отвечал на вопросы, казалось, ничего не видел и не слышал вокруг себя, принимал важный и серьезный вид, подходил к стулу, постукивал по нему пальцами: это врач, выстукивающий спину и грудь; затем прикладывал ухо к спинке стула и производил аускультацию больного. После перкутирования и аускультации он очень серьезно диктовал несколько слов, порой совершенно правильных. Например, он говорил тихо «KBr, NaBr — 5 граммов». Это формула бромида натрия, который дается в больницах. Он диктовал формулы, как будто стажер записывал их за ним в журнал, чтобы потом давать лекарство больному. Так «осматривалось» несколько больных. Он создавал персонаж врача. Это состояние продолжалось несколько часов, затем он приходил в себя и забывал происходившее в сомнамбулический период.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.