Принципы психологии

Принципы психологииОписание похожего феномена вы найдете в «Принципах психологии» Уильяма Джемса.

Хотя сознание левой стороны тела потеряно, если ущипнуть руку, которую женщина считала не своей, она ее отдергивала, — по-видимому, она при этом все чувствовала. Тем не менее она говорила: «Я чувствую, что вы делаете мне больно, меня ущипнули, но вы ущипнули не меня». Иногда с рукой происходили более распространенные нарушения, такие как простой истерический паралич, а иногда рука и нога были полностью парализованы и нечувствительны: можно было их щипать и жечь, без всяких реакций со стороны пациентки.

Существуют также феномены, которые мы начали изучать на прошлой лекции, — проприоцептивные рефлексы, определяющиеся изнутри нас самих. Например, мы говорили о кинестетическом чувстве: оно берет начало в регуляции наших движений. Я совершаю движение рукой, что вызывает реакции, разными способами управляющие, продлевающие или останавливающие это движение. Можно было бы привести и другие примеры. Все проприоцептивные рефлексы надстраиваются над рефлексами на внешние стимулы.

Можно было бы начать с такого общего представления о сознании. У простейших существ есть только экстрацептивные рефлексы. Если их ущипнуть, ткани на это реагируют. Ожог вызывает отдергивание конечности животного; это движение, вызванное внешним воздействием. Можно предположить, что у примитивных существ, кроме этих движений, долгое время ничего нет.

Итак, я бы сказал, что у этих существ есть психологические феномены, ибо отдергивание при боли, движение руки, подносящей пищу ко рту, пищеварение, экскреция — явления психологические, но в них нет еще сознания. Оно появляется на второй стадии, когда в отношении первичных феноменов, исходящих от внешнего мира, возникают внутренние реакции, когда мы сами приспосабливаемся к ситуации, вызванной внешним миром.

Были времена, когда этой идеи не существовало. Как мы с вами убедились на прошлой лекции, сознание понималось как общее свойство, принадлежащее не только всем психологическим явлениям, но и всем существам. Все они характеризуются сознанием; не существует ничего, кроме сознания. Пример — давнее понятие монады у Лейбница.

Похожие записи

  • 05.05.2015 Преувеличение прежних тенденций Наша вера в вечную жизнь, таким образом, — это сохранение и преувеличение прежних тенденций и привычек. Я рассказал вам о больной, которая руками и ногами колотила по могиле своей мачехи, […]
  • 07.05.2015 Ряд объектов Обычно считается, что мы осознаем только самих себя, свой ум, свою особу, то, что в нас происходит. В конце концов, я уже говорил вам, что чувства — основной элемент осознания — относятся […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.