Претенциозные гипотезы

Претенциозные гипотезыБыло выдвинуто много объяснений. Есть претенциозные гипотезы — мы их упомянем, но не будем подробно останавливаться, — исходящие из двух противоположных философских позиций: грубо материалистические и с претензией на метафизику и спиритуализм. И те и другие страдают одним недостатком: не скажу, что они ложные, поскольку никто не знает абсолютной истины, но они непомерно амбициозны и проблемы не решают.

Отвергая анатомическую гипотезу, интересную разве что для истории, литературы и эрудиции, следует также сторониться аргументов метафизических и религиозных, которые выдвигаются при обсуждении этих случаев и представляют свои «за» и «против». Мне вспоминается, в частности, статья, появившаяся в «Journal des Peres de la Compagnie de Jesus» и написанная преувеличенным, напыщенным тоном. Автор статьи обличал случаи множественной личности как вызов религии и духовности. На самом деле, ничего подобного в них нет: не стоит так обижаться и защищать религиозную веру от плохо понятых медицинских наблюдений. Это ребячество. Ведь здесь не демонстрируется ни уничтожение души, ни существование множества душ. Понятие души относится к совершенно другой области исследования. Понятие души — метафизическое выражение принципа целостного организма, принципа жизни. Можно предположить, что душа — едина, как можно предположить, что их тысяча. Но в любом случае это расстройство не

Личность, с моей точки зрения, — не двойник, не калька некой метафизической сущности — ни материальной, ни духовной. Есть душа или нет — отдельный вопрос, не имеющий никакого отношения к личности. Личность соответствует телу не более, чем душе. Она — человеческое творение, конструкция, создававшаяся людьми с помощью имеющихся у них средств. Принцип жизни, каким бы он ни был, привел к понятию тела, языку, движениям, обществу; благодаря речи, движениям, обществу возникли условия для того, чтобы человеческий разум создал личность. Личность — это произведение искусства, создаваемое людьми, — лучше или хуже, более или менее полно и совершенно, — но она ничего не говорит о метафизическом принципе нашего бытия.

Похожие записи

  • 05.06.2015 Отец-основатель психологии Настоящая известность пришла к Жане в середине 1890-х гг., и в 1901-1902 гг. он был избран на кафедру экспериментальной и сравнительной психологии Коллеж де Франс, которую раньше занимал […]
  • 11.06.2015 Религиозная тайна Религиозная тайна, как и тайна больного ранним слабоумием, — явление иного порядка: в них человек стремится искоренить психологический феномен, который называют доказательством. Ему не […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.