Неугомонный ум
Как все просто! К сожалению, наш неугомонный ум не может принять таких простых вещей. Мне вспоминается тот далекий конгресс 1889 г. и дискуссия между Сегла и Тамбурини. Мой замечательный учитель Сегла, отвечая итальянскому анатому, произнес фразу, прозвучавшую как гром среди ясного неба: «Но галлюцинация преследования — это уже психическое расстройство. Зачем придумывать еще какое-то другое расстройство вследствие галлюцинации?» И я, в свою очередь, отвечу Клерамбо, что не верю в галлюцинации психически здорового человека, который вдруг начинает целыми днями слышать слово «вор». Это в высшей степени неправдоподобно; это не клиника. В психиатрической больнице такого не увидишь. Чтобы человек начал везде слышать слово «вор», он уже должен быть поглощен на протяжении месяцев или лет вопросами воровства и честности. Этот человек чувствителен к социальным интерпретациям и страдал от преследования задолго до того, как услышал слово «вор». Вопрос кроется именно в этом, тем не менее размышления этих авторов побуждают к интересным психологическим исследованиям. Сами того не подозревая, они поднимают огромную психологическую проблему, о которой когда-то говорил Джемс: поток сознания.
Удивительно, что за исключением некоторых периодов ночи, когда мы спим без сновидений, наш ум все время чем-то занят. Мы никогда не останавливаемся. Что же наполняет ум, определяет течение мысли, ее быстроту, ее содержание? Существуют психологические и моральные проблемы, к которым мы еще не подошли и которые совершенно не изучены. Думаю, если бы эти проблемы были лучше поняты, можно было бы ответить Клерамбо таким образом: Вы говорите об интрузивных феноменах, но они есть у каждого. Дух не имеет протяженности. Течение мыслей, или поток сознания, редко бывает полностью упорядочено. Часто ли нам случается, приостановив работу над лекцией, размышлять над ней со словами: «Я начинаю с этого, а хочу прийти к этой идее.