Мера предосторожности

Мера предосторожностиПриняв эту меру предосторожности, вернемся к идее о том, что сегодня называют бессмертием души или будущей жизнью. Что это за идея и что она означает? Имеет ли она какую-то ценность? Соответствует ли она чему-либо, что мы могли бы понять?

Впрочем, за эту идею отвечает не только египетская религия: сегодняшние исследования традиционных обществ дают разнообразные тому подтверждения. Идея жизни после смерти — о том, что остается от человека, — одна из фундаментальных идей человечества, свойственная еще дикарям. Достаточно прочитать труды Леви-Брюля и Дюркгейма о религии первобытных народов, чтобы убедиться в значении, которое они придают посмертному существованию человека. Это существование описано со всех сторон, включая даже курьезные в психологическом отношении обычаи, такие как двойное захоронение, о котором я советую вам поразмыслить.

Умершего хоронили и через некоторое время, через шесть месяцев или год, проводили вторую церемонию, свидетельствующую об окончательной смерти. Это соотносится с эволюцией памяти об умершем. Первобытные народы всегда представляли себе умершего еще живущим, полагали, что после смерти человек может быть или опасен, или благосклонен: чаще все же опасен. Мертвец может преследовать живых, подслушивать, следить за ними, причинить вред. Его нужно успокоить, защититься от него. Это основная мысль всех примитивных верований и обычаев даже в отсутствие настоящей религии. Впрочем, эта идея не является метафизическим открытием и представляется мне несложной для понимания, очень общей, естественной: она вытекает из элементарных психологических явлений — сохранения тенденций. Близкий нам человек, сосед существует для нас через действия, которые мы совершаем в его адрес — защиты, привязанности или помощи, — через различные приветствия, признание, классификацию в социальной иерархии, и существует только таким образом. Требуется время, чтобы эти действия сформировались: они возникают в детстве и закрепляются привычкой. У нас множество привычных действий в отношении только что умершего человека, в особенности, если это человек, который был нам близок, один из наших родственников, друзей; у нас множество тенденций, с ним связанных. И смерть ставит перед первобытными людьми проблему, которую ужасно тяжело принять: смерть предполагает внезапный отказ от всех социальных тенденций в отношении этого человека. Она означает, что этот человек больше не появится, его больше не нужно приветствовать, он больше не сделает ничего плохого, от него не нужно ни защищаться, ни оказывать ему услуги. Но, скажете вы, меня еще связывают с ним множество привычек — разговаривать с ним, спрашивать его. Вам на это говорят: это конец, он больше никогда не ответит, прекратите все это. Но как в одно мгновение остановить все эти тенденции? Это очень трудно, а вначале и вовсе невозможно.

Похожие записи

  • 05.05.2015 Преувеличение прежних тенденций Наша вера в вечную жизнь, таким образом, — это сохранение и преувеличение прежних тенденций и привычек. Я рассказал вам о больной, которая руками и ногами колотила по могиле своей мачехи, […]
  • 07.05.2015 Ряд объектов Обычно считается, что мы осознаем только самих себя, свой ум, свою особу, то, что в нас происходит. В конце концов, я уже говорил вам, что чувства — основной элемент осознания — относятся […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.