Матовая кожа

Матовая кожаЯ рассказывал о молодой женщине с очень серьезной патологической застенчивостью. У нее была смуглая матовая кожа, совершенно не способная к покраснению, так что во время особо серьезного приступа эмотивности она резко бледнела. Румянец совсем не обязателен. Наконец, приступ робости банален: это приступ эмоции. Когда машина разбивается или несется на вас, у вас будут в точности те же проблемы с дыханием, сердцебиением, тот же румянец, та же бледность. Это не объясняет приступа робости. Мы говорим об очень туманном объяснении, восходящем к тому времени, когда все стремились объяснить физиологическими нарушениями, поверхностными и более или менее реальными.

Необходимо наконец продвинуться в изучении застенчивости, вводя социальные понятия. Речь идет не об особой эмотивности, не просто о нарушениях симпатической системы, а об обществе и социальном поведении. Оставим в стороне общие реакции, которые могут произойти при взрыве или пожаре, и вернемся к социальному поведению. Я следовал этой логике в работе 1902 г., говоря: «Застенчивый человек — это человек, который не умеет осуществлять социальное поведение». Эта болезнь социального поведения трудна для объяснения и понимания еще и потому, что мы сразу сталкиваемся с возражением, которое сами застенчивые постоянно ставят перед нами: «Но я вполне способен вести себя так, как вы говорите, делать то, чего ждут от меня в салоне».

Вот девушка, которая должна в салоне сыграть на фортепьяно сложное музыкальное произведение. Это для нее большое испытание. Вы говорите, что ее болезнь состоит в том, что она не может выполнить этот социальный акт. Но она вам ответит: «Я очень хорошо играю это сложное произведение, когда никого нет. Следовательно, я могу совершить это действие».

Я постоянно привожу наблюдение, которое меня поразило в юности. Один молодой человек выбрал профессию преподавателя, но жаловался на особую трудность: «Несчастье мне! Я создан для этой профессии. Я хочу быть преподавателем. Мне нравится эта профессия, но я не могу ни слова сказать в присутствии другого». Я позволил себе спросить: «Но откуда вы знаете, что вы прекрасный преподаватель? С чего вы это взяли?» «О, — ответил он, — это элементарно и доказательство бесспорно. Дома я только и делал, что расставлял стулья и блестяще читал лекции. Значит, я отлично могу провести урок с учениками, нужно только, чтобы их не было в классе». Я его убедил, что это не так и что он, возможно, ошибся в своем призвании.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.