Личные местоимения

Личные местоименияИзучение ребенка дает те же результаты. Личность ребенка бесконечно изменчива. В год, два, три она — не та же самая, что при рождении. Помните наши лекции о языке и элементе языка, с моей точки зрения, чрезвычайно интересном — личных местоимениях? Почему дети до трех лет не используют личные местоимения? Ребенок говорит маме: «Малыш хочет пить. Дай попить малышу», — тогда как должен был бы сказать: «Я хочу пить. Дайте мне попить». Он не употребляет ни «я», ни «мне», а только собственное имя. Он должен достичь возраста четырех-пяти лет, чтобы научиться оперировать личными местоимениями. Если вы обратите внимание на больных в сумасшедшем доме, на слабоумных разной степени тяжести, то встретите этот феномен даже в зрелом возрасте. Они используют только третье лицо или собственное имя, а не личное местоимение первого лица, говоря «малыш хочет пить» — вместо «я хочу пить». Таким образом, изменения в языке человека соотносятся с эволюцией личности.

И наконец, патология полностью переворачивает эту теорию. Она уже полвека свидетельствует: нет ничего переменчивей личности больного. Есть больные, теряющие свою личность, или такие, кто не узнает себя, говоря: «Я умер тогда-то. И теперь меня нет, я не существую». Вам известен маленький больной доктора Сегла, который был чрезвычайно растерян на прогулке и сказал няне: «Будьте внимательны. Вы меня забыли там-то. Сходите за мной.

Учитывая эти обстоятельства и рассматривая эволюцию личности в разных группах, изменения в детском и взрослом возрасте, а также многочисленные вариации у больных, можем ли мы продолжать считать личность отражением неизменной сущности — души? Вряд ли. Учитывая названные мною моменты — наивные представления о душе как особой ипостаси, трудности восприятия целостности и идентичности души, постоянно меняющиеся идеи о личности, — можно сказать, что понимание личности как простого отражения души с теми же свойствами наивно и ненаучно.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.