Экстатичные люди

Экстатичные людиМы изучали когда-то непомерную веру маниакальных, экстатичных людей и отмечали, что эти состояния не всегда — благо, не всегда были желанными, и в конечном итоге предпочтение часто отдавалось спокойному состоянию с отсутствием сильных чувств. Короче говоря, сначала чувства были средствами регуляции рефлекторных реакций у примитивных существ; они достигли апогея в эпоху великих страстей, а сейчас постепенно идут на убыль, обнаруживая тенденцию к исчезновению. Можно легко себе представить сверхчеловека, о котором говорил Ницше, скорее спокойным и хладнокровным, чем исполненным страстей и чувств. Итак, создается впечатление, что чувства постепенно исчезают, и это может показаться странным и даже жестоким.

После войны характер иммиграции изменился: она шла теперь из Польши, Малой Азии, Турции, Греции — стран, чуждых протестантскому пуританизму, — и эта миграция внесла многие элементы других религий, в частности, католицизма и иудаизма. Это создало в Соединенных Штатах тяжелые настроения, ибо, как нас убеждает Зигфрид, если протестантизм был в Америке средством доминирования над умами, то католицизм принес средство освобождения и борьбы с доминированием.

Протестантский пуританизм с его жесткой организацией и самодостаточностью привел к прекрасным с точки зрения прогресса результатам. В частности, это проявилось в стандартизации человеческого труда: заводы достигли максимальной производительности, так как каждый человек там — на своем месте и выполняет всегда одну и ту же небольшую часть работы. Чтобы добиться этого от рабочих, было использовано поразительное средство — комфорт. Людям платили высокие зарплаты, прекрасно организовали быт, окружали всевозможными радостями и развлечениями, но, по словам Зигфрида, неизменно стандартными. Человек должен радовался тому же, что и все, — тем же фильмам, музыке, — должен быть счастлив, что может каждый день принимать ванну; нужно, чтобы у него было чувство комфорта, всегда одно и то же, совершенно методически распространяющееся на всех. У людей, приезжающих с Востока, в особенности у католиков, часто другая позиция; они выросли на идеях индивидуализма, с молоком матери впитали, что мы все отличны друг от друга: каждый имеет свои вкусы, свою ценность, свои привычные формы досуга, свой стиль работы. Каждый вносит в труд свою оригинальность и хочет иметь право изобретать. Одним словом, каждый рабочий предстает как средневековый мастер, художник, стремящийся изобретать новое, вкладывающий душу в свой труд. Поэтому между этими двумя классами возникает борьба.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.