Единство и обособленность личности

Единство и обособленность личностиТаким образом, первое, что предполагает «личность », — это целостность и отличие от объектов. Однако не будем заходить слишком далеко, чтобы не дойти до абсурда. Делаю ли я из лампы человека? Отношусь ли я к ней так же, как к личности? Могу ли я сказать, что эта кафедра, стол являются личностями, отдельными от других, так же как и вы являетесь отдельными личностями? Конечно же, нет! Единство и отличия предметов проще и элементарнее, чем единство и обособленность личности. Попытаемся принять во внимание это различие. Почему я не делаю из лампы человека? Почему я остановился перед этим суждением? Вот что мне приходит в голову — и это, полагаю, довольно показательно. Кто устанавливает целостность и отличие, когда мы думаем о лампе? Целостность лампы создается мной и другими — теми, кто сконструировал лампу, кто взял отдельно провода, абажур, подставку и все собрал. Целостность — искусственная конструкция, созданная инженером и мастером и в конечном итоге мной самим. Именно я придаю лампе ее целостность — я и тот, кто сделал из нее прибор с особой функцией.

То же в отношении изолированности лампы от остальных объектов. Эта изолированность создана людьми, — ведь мастер спокойно мог сделать так, чтобы лампа была частью стола. Существуют лампы, врезанные в столы и составляющие один объект с ними. Мастер разделил их, а вслед за ним и я отделяю лампу от других объектов, поскольку придаю лампе иное, чем другим объектам, значение.

Чтобы лучше понять этот пример, вспомните особенность психологического метода, о которой я вам рассказывал в прошлом году применительно к памяти и времени. По сравнению с другими учеными положение психолога особенно трудно. Трудность заключается в том, что психологические явления существуют и внутри, и вне психолога. Он занимается психологией, воспринимая, размышляя, придавая вещам и явлениям целостность; его объекты — те же самые феномены восприятия и мысли. Предмет и объект сближаются настолько, что мы склонны их отождествлять, и из этого в психологии происходит множество ошибок. Мы склонны выносить вовне объект нашего изучения, находящийся внутри нас и являющийся нашей собственной работой, плодом нашего собственного труда. В нашем примере это очевидно: именно я придаю лампе ее целостность, сама по себе лампа целостностью не обладает. Это означает, что лампа обладает целостностью, когда я смотрю на нее. Но когда мы выйдем из комнаты, или если разразится катастрофа, в которой не выживет ни одно разумное существо, лампа смешается с другими атомами комнаты, и у нее не будет целостности. Она не обладает ею сама по себе.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.