Число учеников

Число учениковЯ вам не раз рассказывал об особенности, которую когда-то заметил за собой в связи с преподаванием в классах с большим числом учеников. Благодаря преподавательскому опыту я прекрасно помнил имена учеников, их прошлые работы. Опыт позволял мне спокойно узнавать их, когда они были в классе, и я даже помнил какие-то факты их жизни. Однако на улице, на бульварах время от времени случалось, что кто-нибудь из них любезно приветствовал меня и заговаривал со мной. Мне было одновременно очень приятно и неловко. Я был вынужден отвечать неопределенно, потому что совершенно не мог вспомнить ни имя, ни историю человека. У меня было смутное подозрение, что я его знаю, и, после недолгого раздумья, я говорил себе: «Судя по разговору, это один из моих учеников». Но до следующего дня я не мог более ничего вспомнить и был недоволен собой и раздражен своим абсурдным поведением. Но как только я оказывался в классе, а ученик — на своем месте, я был поражен: «Как странно, я его прекрасно знаю. Я знаю, как его зовут, и все, что с ним связано. Почему вчера ябыл так туп?» Объяснение кроется в различных ситуациях воспроизведения воспоминаний.

Другое, более значимое различие также играет свою роль. Самый важный критерий — чувства. Французская поговорка прекрасно это описывает: «В радости все видишь в розовом свете, в печали — в черном». Что это значит? Это значит, что в радости вспоминается только светлое, а в печали накатывают лишь тяжелые воспоминания. Вы часто это замечали. Когда человек грустный, он начинает рассказывать вам обо всех несчастьях, которые с ним случались; ему и в голову не приходит рассказать о радостных событиях, он их просто не находит, отождествляется с несчастьями и убежден: «Так у меня на роду написано: неудачник. Мне никогда не везло». Конечно, удачи в его жизни были, и он прекрасно об этом знает в другие моменты, но не в этот. Такова сложность припоминания в зависимости от состояния чувств.

Все это усложняет биографию. Но общество влияет на нас и вынуждает совершать сложные действия. Нас побуждают создать более точную биографию. Соседи, друзья довольно суровы и будут нас упрекать, если мы забудем важные события нашей жизни. Полиция также спрашивает более или менее точное «curriculum vitae»; от нас требуют, и мы пытаемся это сделать, чему способствует наше литературное образование. Мы пытаемся преодолеть эти препятствия, узнавать людей на улице после того, как видели их в салоне; мы прилагаем к этому все наши усилия, и в большей или меньшей степени это у нас получается. Мы заставляем себя не очень-то подчиняться чувствам и говорим себе: «Когда мне грустно, надо вспомнить радостные события жизни». Нормальный человек — это человек, который, несмотря на трудности актуальной ситуации, может создавать более или менее точную биографию; он делает это в сокращенном виде, в определенный момент вспоминая одно, в другой — другое, но в большей или меньшей степени сохраняя свои воспоминания.

Похожие записи

  • 02.05.2015 Психологическая эволюция личности За год до курса «Психологическая эволюция личности» Жане прочитал в Коллеж де Франс курс о памяти и времени. Он выделил этапы эволюции памяти, среди которых была и так называемая фабуляция […]
  • 12.05.2016 Понятие души Прежде всего есть практическая трудность, присущая исключительно понятию души. Считается, что мы обладаем душой и телом. Но можете ли вы сказать, что именно вкладываете в эти понятия, — […]
Галерея
6472.jpg 9211.jpg 15719.jpg 17913.jpg 24941.jpg 168709556AZ00019_The_Bling_
Интересные записи
Новые статьи
Рубрики

Copyright © 2014. All Rights Reserved.